В феврале месяце 2007г. побывали мы с мужем в г.Тобольске. В этом красивейшем городе я была впервые и получила массу положительных эмоций от прогулок по городу и посещений его исторических мест. Впечатлений у меня столько, что я просто не могу не поделиться ими. Этот город поражает своей историей и возможностью к ней прикоснуться.

Город Тобольск был основан в июне 1587 года. Город расположен при слиянии двух полноводных рек - Иртыша и Тобола. Тобольск - один из самых живописных и красивых городов Сибири, ославляющий неизгладимое впечатление своей захватывающей панорамой и уникальными архитектурными памятниками. Красоту городу придают необычный рельеф местности, белокаменный кремль, старинные здания и храмы.

За свою более чем четырехвековую историю удостаивался он титулов, характерных только для российских столиц: «Ворота Азии», «Отец городов сибирских», «Богоспасаемый град Тоболеск», «Тобольск град царствующ Сибирь», «Тобольск - жемчужина Сибири», «Город, ангелу подобный», «Стольный град Тоболеск». На протяжении столетий он и был столицей Сибири. История Тобольска - гордость великой России, а неразрывная связь белокаменного города и сказочно неповторимого ландшафта - особый дар наших предков строить город так, что становился он частью природы, ее детищем.

Осенью 1582 года, там, где река Тобол впадает в Иртыш, казачий атаман Василий Аленин, по прозвищу Ермак, разгромил войско хана Кучума, открыв дорогу в «дальнюю заочную вотчину» - Сибирь. «Казачье вершим дело, а обернулось оно общерусским», - имел право сказать атаман. В 1587 году по указу царя Федора Иоанновича стрельцы и служилые казаки под командой воеводы Данилы Чулкова заложили на высоком берегу Иртыша город Тобольск. Уже к началу XVII века он стал главным городом Сибири, в котором обосновалось сибирское архиепископство.

С 1708 года Тобольск - административный центр Сибирской губернии, в состав которой входили Урал, Сибирь и Дальний Восток. Стольный град Сибири связал воедино духовные, культурные, просветительские и торговые пути всего российского Зауралья, будучи в то же время одним из главных религиозно-миссионерских центров России. В Тобольске веками мирно сосуществовали христиане, мусульмане, католики, иудеи, что способствовало процветанию города и оставило бесценное историческое наследие и славные духовные традиции для потомков. В городе велось собственное летописание, работала типография и в 1789г. отпечатана первая сибирская книга. В 1705 г. основан первый в Сибири церковный театр, а в 80-х годах - светский профессиональный театр. Здесь в XVIII в. открыты первые за Уралом духовная семинария, цифирная (гарнизонная) школа, главное народное училище.

Тобольск является уникальным городом-памятником каменного и деревянного зодчества Сибири. Всего в городе насчитывается более 200 памятников истории и культуры. В их числе 16 соборных, монастырских и приходских храмов. Наиболее значимым архитектурным комплексом является единственный в Сибири каменный Кремль, строительство которого начато в 1699 году по проекту и под руководством уроженца Тобольска С.У.Ремезова. Кремль строился по указу Петра I. Строительство его было вызвано стремлением обезопасить город от пожаров, периодически и беспощадно пожиравших город. Поистине жемчужиной Тобольского кремля является первый каменный храм Сибири Софийско-Успенский кафедральный собор.

В разные годы жили и трудились в Тобольске выдающиеся деятели Отечества - «сибирский Ломоносов» С. У. Ремезов, философ Ю. Крижанич, «сибирский апостол» митрополит Филофей Лещинский, историк П.А.Словцов, художник В. Г. Перов, поэт и сказочник П. П. Ершов, композитор А. А. Алябьев, ученый Д. И .Менделеев. От стен Тобольского кремля отправлялись экспедиции первопроходцев Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, Федота Алексеева, Витуса Беринга к берегам Ледовитого и Тихого океанов, расширяя границы великой России. Путями изгнания и опалы проходили через стольный град Сибири протопоп Аввакум, Меньшиков, Остерман, Долгорукие, Бирон, Миних, Радищев, Достоевский, Короленко, Чернышевский. Особый вклад в развитие здравоохранения, образования и культуры Сибири внесли отбывавшие в Тобольске ссылку декабристы В.Кюхельбекер, А. Муравьев, И.Свистунов, И. Анненков, М. Фонвизин, А. Барятинский. Из четырнадцати сосланных в Тобольск декабристов семь остались здесь навсегда и покоятся на городском Завальном кладбище.

6 августа 1917 года в 6 часов по полудни Тобольск встречал колокольным звоном пароход, на котором прибыли в ссылку отрекшийся от престола последний Российский император Николай II и его семья. Ссыльных царственных особ поселили в губернаторском доме, расположенном недалеко от пристани. В апреле 1918 года Романовых по приказу Совнаркома и ВЦИК перевозят в Екатеринбург. И Тобольск вошел в историю как «город, не убивший царя».

В начале XX века город постепенно утрачивает свою административную значимость. Однако, занимая географическое положение на стыке южных и северных территорий Тюменского региона, на пересечении автомобильных, железнодорожных и речных путей, Тобольск фактически обеспечивает роль своеобразного социального и экономического связующего механизма для всего региона. Но главная уникальность города — бесценное историческое наследие. Культурный и духовно-нравственный потенциал Тобольска ставит его на одно из ведущих мест среди исторических городов страны. В 1994 году решением Святейшего Синода Тобольск наряду с Москвой и Санкт-Петербургом провозглашен духовным центром России и дважды был удостоен визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В настоящее время Тобольск - современный город, в котором органично сочетаются памятники истории и культуры с новыми постройками. Очень колоритны и самобытны постройки нижнего города. Дома, церкви, постройки, мостовые, все в нем выполнено из дерева. Один из таких тобольских двориков нашел свое отражение на картине моего свекра Б.М.Птицына.

Одна из главных достопримечательностей города на Иртыше - Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. В его составе уникальные памятники истории, культуры и архитектуры в его экспозициях и фондах хранятся очень ценные экспонаты и документы Тобольский краеведческий музей был создан в 1870 тоду. Его основал скромный чиновник Тобольского статистического комитета, надворный советник Иван Николаевич Юшков (1833-1877)- бескорыстный энтузиаст, знаток истории, этнографии и хозяйственного развития края. Дальнейшее развитие музея связано с именем тобольского губернатора Владимира Александровича Тройницкого. По его инициативе было построено здание музея в 1889 году. До революции Тобольский губернский музей находился под личным покровительством императора Николая II. Музей существует и в настоящее время. Очень интересны зкспозиции, посвященыые декабристам, Д.И.Менделееву, С.У.Ремезову. Также мне были очень интересны залы с отражением быта и ремесел народов севера. И конечно же я не могла прйти мимо всевозможного рукоделия, о котором можно более подробно почитать тут.

Так же мы посетили Художественный музей. Ранее в этом здании размещался Губернский музей. Закладка здания состоялась в июне 1887 года, во время празднования трехсотлетия города. В Художественном музее выставлены картины большей частью местных художников. В городе существует собственая косторезная мастерская, поэтому очень богат зал с фигурками из кости мамонта, моржового клыка. Больше всего в этом зале впечатлила шикарнейшая композиция, выполненая из кости мамонта, серебра и золота под названием "Выезд императрицы". К сожалению, не было возможности сфотографировать это великолепие, но это о-очень впечатляет замыслом, воплощением, тонкой проработкой дталей.

Еще меня очень удивило, что оригинал картины "В лесу" известнейшего художника Сергея Иванова находится именно в этом музее. Я была убеждена, что картина хранится в Эрмитаже. На написание этого сюжета художника сподвигло так называемое «Мултанское дело» 1892 года, всколыхнувшее всю Россию. За «ритуальное» убийство нищего (кстати, убийц так и не нашли) группа крестьян-удмуртов была обвинена в жертвоприношении и приговорена к пожизненной каторге. Картина же изображает события, происходящие в XIV веке: явление миссионера Стефана Пермского язычникам - вотякам. На поляне собрались язычники для совершения своего жертвенного обряда-моления богу Инмару, которого воплощает громадная сосна, увешанная шкурками пушных зверей. На картине изображен апогей жертвоприношения: жрец уже повалил на жертвенный камень убитого бычка. Кровь из горловой раны стекает в деревянный ковш. И вот в разгар этого обряда из-за дыма костра появляется Стефан Пермский. Энергично протянув руку с крестом, он обращается к вотякам. Те с удивлением, любопытством, опасением взирают на смелого пришельца, прервавшего их священнодействие. Художник работал над композицией с 1896 по 1899 год, создав массу подготовительных этюдов. Именно за эту историческую работу живописец был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. В 1899 году полотно экспонировалось на XXVII выставке Товарищества, а в 1900 году - на Международной выставке Товарищества передвижных выставок в Праге. Из Праги картина направилась прямиком в Тобольск. Но, несмотря на долгие переговоры с тобольскими музейщиками, картина не успела к концу навигации 1900 года в город и «зимовала» в Тюмени, лишь в мае 1901 года была доставлена до Тобольска. В связи с ее приездом с 27 мая по 4 июня в Народной аудитории губернским музеем была организована выставка, на которой экспонировалось 161 произведение местных художников и работ известных живописцев из музейной и частных коллекций тоболяков. Картина «В лесу» в 30-е годы прочно обосновалась в музее Тобольского Севера, а впоследствии в этнографической экспозиции музея-заповедника. Даже в 1957 году, когда большая часть художественной коллекции (в том числе работы Айвазовского, Шишкина, Репина, Поленова, Кандинского) была передана из Тобольска для создания Тюменской картинной галереи, работа - одна из немногих - осталась в музее. В 1964 году в Москве проходила Всесоюзная юбилейная выставка, посвященная 100-летию С.В.Иванова. Многие музеи предоставили на нее свои экспонаты. А Тобольский музей по каким-то причинам (возможно, из-за той же навигации, отсутствия железной дороги и крупного формата полотна) не смог отправить работу «В лесу» в Москву. «Удрученный» автор выставки И. Н. Грановский выслал в музей каталог выставки с дарственной надписью, в которой он выражал свое возмущение данным фактом.